Понятия со словосочетанием «позиционное преимущество»
Связанные понятия
Ферзевые окончания — позиции в шахматной партии, где на доске помимо королей присутствуют только ферзи и пешки. Теория рассматривает 2 типа ферзевых окончаний...
Подрыв пешечной цепи — тактический приём в позиционной игре; имеет целью ослабление или разрушение пешечной цепи соперника. Своевременный подрыв может ослабить позицию соперника, резко...
Пе́шечный штурм — атака с помощью пешек. Применяется главным образом с целью разрушения позиции неприятельского короля и создания матовых угроз.
Качество (в шахматах) — соотношение шахматных фигур, которое выражает преимущество ладьи перед лёгкой фигурой (конём или слоном). Понятие выигрыш качества означает ситуацию, когда у соперников равное число фигур соответствующих типов, за исключением того, что у одного игрока есть лишняя ладья, а у второго — лишняя лёгкая фигура.
Пешечная цепь — пешки одного цвета, расположенные по диагонали и защищающие друг друга. Например, белые пешки с2 — d3 — е4; пешка с2 называется основанием цепи, остальные — её звеньями. Пешечная цепь может быть подвижной — одну из пешек (звеньев) можно продвинуть, либо заблокированной, когда пешки соперника расположены вплотную к пешечной цепи (например, белые пешки — d3, e4, f5; чёрные — d4, e5, f6). Атака пешечной цепи ведётся преимущественно против её основания (см. Подрыв пешечной цепи), так...
Пешечное окончание — эндшпиль, где помимо королей нет больше фигур. Внешняя простота пешечных окончаний нередко обманчива: они требуют глубокого проникновения в позицию, точного расчёта. Как правило, лишняя пешка в пешечном эндшпиле — преимущество, достаточное для выигрыша. Основной план реализации перевеса — образование проходной пешки и продвижение её в ферзи. Если королю соперника удаётся заблокировать проходную пешку, то, используя его отвлечение, сильнейшая сторона прорывается королём к основной...
Подробнее: Пешечные окончания
Контрата́ка (фр. conter-attaque, от conte — против и attaque — нападение) — наступление, преднамеренное в ответ на атакующие действия соперника. Один из самых эффективных способов защиты. Как правило, осуществляется на ослабленном участке позиции соперника после отражения его атаки.
Блокада — стратегический приём в шахматах, заключающийся в расположении фигуры на поле непосредственно перед пешкой (пешечной цепью) соперника. Блокирующая фигура останавливает движение такой пешки и одновременно защищена этой пешкой от нападения тяжёлых фигур соперника по вертикали, на которой она расположена.
Ферзь против лёгкой фигуры — элементарное окончание, в котором ферзь (без пешек или с ними) намного превосходит по силе лёгкую фигуру. В теории, однако, известен ряд позиций, где благодаря возможности построить крепость (см. Позиционная ничья) или блокировать короля соперника слабейшая сторона достигает ничьей.
Карлсбадская пешечная структура — шахматный термин, обозначающий пешечную структуру, характеризующуюся двумя симметричными относительно центра пешечными цепями сторон, в которых наиболее продвинутые пешки блокированы одна другой.
Отвлекающий удар (также ложная атака) — военная хитрость, целью которой является отвлечение сил и внимания противника от направления главного удара путём нанесения удара на второстепенном направлении.
Пешечный прорыв — в шахматах, тактический эндшпильный прием, применяемый для образования проходной пешки.
Пешечная структура — расположение пешек на шахматной доске; во многом влияет на выбор плана игры, расстановку фигур обеих сторон, снижая или повышая их активность. Различают позиции с определившейся, фиксированной пешечной структурой (игра пешками ограничена или вообще невозможна) и с неопределившейся структурой (возможна широкая игра пешками). Различные дебюты характеризуются своими типами пешечной структуры, определяющей планы игры сторон.
Ошибочная ладейная пешка (англ. Wrong rook pawn) — в шахматных эндшпилях со слоном пешка, которая является ладейной, может быть неправильной для мата. С одним слоном результат позиции может зависеть от того, контролирует ли слон квадрат на шахматной доске, на которой продвигается данная пешка. При перспективах проигрыша иногда используется оборона, которая заключается в том, чтобы попасть в один из подобных эндшпилей, часто через жертву; что делает более сильную сторону неспособной выиграть. Это...
Миттельшпиль (от нем. Mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.
Вторже́ние — проникновение фигур атакующей стороны в расположение сил соперника.
Изолированная пешка, разг. «изолятор» — шахматный термин, обозначающий пешку, на соседних вертикалях с которой нет пешек того же цвета.
Отказанный отыгрыш Иванова (Отказанный отыгрыш В. А. Иванова) — редкий именной дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.cb4 fe5 4.d:f6 g:e5 5.ba5 hg7 6.a:c7 d:b6.
Ладейные окончания — позиции, где помимо королей присутствуют только ладьи и пешки. Теория изучает в основном 2 типа ладейных окончаний...
Маневри́рование — ряд манёвров одной или несколькими фигурами, носящий длительный характер. Манёвр — это несколько ходов одной фигурой с одной конкретной целью. Маневрирование проводится, например, с целью улучшения позиции, централизации фигур, захвата важных пунктов и т. д. Различают также выжидательное, вынужденное и оборонительное маневрирование. Особый вид маневрирования — лавирование.
Позиция Филидора — типичная ничейная позиция в эндшпиле «ладья с пешкой против ладьи». Слабейшей стороне следует всячески стремиться к этой позиции, чтобы достичь ничьей. Названа в честь французского шахматиста Ф. А. Филидора, который предложил эффективный метод защиты.
Ладья и пешка против ладьи — один из основных типов ладейных окончаний. Имеет большое практическое значение. Провести пешку в ферзи в этом эндшпиле удаётся далеко не всегда, так как слабейшая сторона располагает несколькими методами защиты — в зависимости от того, насколько далеко продвинута проходная пешка. Наиболее опасная пешка — центральная, наименее опасная — крайняя.
Преиму́щество двух слоно́в — позиционное преимущество наличия у одной из сторон двух слонов, а у другой — слона и коня или двух коней.
«Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере фигуры. Обычно в «капкан» попадается тяжёлая фигура, ладья или ферзь, так как для его построения, как правило, требуются лёгкие фигуры.
«Ударил-убежал» («Hit & run», «Boom & zoom», «Бум-зум», «Соколиный удар») — тактика ведения боя, где целью боевых действий является не захват территорий, а нанесение ущерба противнику и немедленное отступление с целью избежать ответного удара. Такие атаки призваны понизить боевой дух противников.
Слоновые окончания — позиции, где на доске помимо королей присутствуют только слоны и пешки. Теория эндшпиля изучает в основном 3 простых типа слоновых окончаний, имеющих практическое значение...
Выжидательный ход — шахматный термин, обозначающий ход, с помощью которого одна сторона передает очередь хода другой. Как правило, принципиального воздействия на рисунок позиции выжидательный ход не оказывает.
Контруда́р — удар, наносимый противнику в ответ на его атаку, как правило, при условии не достижения цели удара противника. Если же удар противника достиг своей цели, то удар в ответ будет просто новым ударом, атакой. Контрудар всегда соединяют с каким-либо видом защиты, чтобы избежать атакующего удара противника — обычно первого, ведущего удара в атаке. В соединении с защитой движение при контратаке всякого основного удара видоизменяется под влиянием характера данной защиты.
Ферзь против пешки — элементарное окончание, в котором ферзь борется с пешкой, защищенной королём соперника и близкой к полю превращения. При этом король сильнейшей стороны находится вдалеке от пешки. Результат во многом зависит от того, на какой вертикали находится пешка. Ферзь выигрывает против центральной или коневой пешек, достигших 7-й (2-й для чёрных) горизонтали, так как в этом случае ферзю удаётся загнать неприятельского короля под пешку и, используя многократно этот приём, приблизить своего...
Висячие пешки — шахматный термин, означающий пару расположенных на смежных вертикалях пешек, не защищённых другими пешками. Обычно подразумевается, что речь идёт о ферзевой и слоновой пешках, поскольку именно такая конфигурация на практике возникает наиболее часто.
Позиционная ничья — это термин, применяемый к позиции в шахматах, в которой невозможно реализовать материальный перевес (иногда значительный) в силу некоторых её особенностей. Позиционная ничья часто реализовывается в шахматных этюдах. Различают несколько разновидностей позиционных ничьих: «крепость», блокада, связывание и привязывание, «вечное» нападение, повторение ходов с другими мотивами.
Перегру́зка — шахматная ситуация, когда фигуры (фигура) не в состоянии справиться с поставленными задачами, что позволяет сопернику провести типичный тактический приём — использование перегрузки.
Слабое поле, также слабый пункт — в шахматах поле, которое не может быть атаковано пешкой. Является одним из ключевых понятий в шахматной стратегии и тактике. Пункт принято называть слабым для игрока, если игрок это поле не может атаковать своей пешкой, в противоположность этому, данный пункт для соперника считается сильным.
Компенса́ция (лат. compensation — возмещение, уравновешивание; ) — наличие определённых выгод взамен известных уступок в материале или позиции.
Лави́рование (шахматы) — маневрирование фигур с целью создания и использования слабостей в лагере соперника. Стратегический приём.
Разноцветные слоны, или разнопольные слоны, (разг. «разноцвет») — в шахматах, устоявшееся название для пары слонов разных сторон, передвигающихся по полям разного цвета. Белый чернопольный слон и чёрный белопольный слон, равно как и белый белопольный и чёрный чернопольный, — разноцветные слоны. Формально определение «разнопольные слоны» более точно, но на практике используются оба варианта с преобладанием первого.
План игры́ — совокупность следующих одна за другой стратегических операций, выполняемых по самостоятельному замыслу в соответствии с требованиями создавшейся на доске позиции.
Ладья против лёгкой фигуры — эндшпиль, в котором у одного шахматиста из фигур остаётся одна ладья, а у его соперника — слон, либо конь.
Тяжелофигурные окончания — позиции в шахматах, где на доске помимо королей с пешками (или без них) присутствуют только тяжёлые фигуры — ферзи и (или) ладьи. Отличительная особенность тяжелофигурных окончаний — сочетание эндшпильных мотивов (например, движение пешки в ферзи) с приёмами, характерными для середины игры (пешечный штурм позиции короля с матовой атакой и так далее).
Завлечение (привлечение) — тактический приём, вынуждающий (при помощи жертв, нападений или угроз) фигуру соперника занять определённое поле или линию с целью использования неудачного положения этой фигуры. Например, в партии M. Видмар — М. Эйве (Карловы Вары, 1929) белые осуществляют комбинацию, дважды использовав тему завлечения.
Комбинация (в шахматах) (позднелат. combination — соединение) — это жертва материала (пешки, фигуры, качества и т. п.) с последующим форсированным манёвром, необходимая для достижения цели.
Батма́н - (фр. battement — взмах, англ. beat — удар) - движение используемое во время атаки в спортивном и сценическом фехтовании, для того чтобы нанести укол или удар по противнику. В фехтовании различают несколько видов батмана, но это не меняет основной сути движения. Для того, чтобы совершить батман, боец или спортсмен должен нанести удар по клинку или захватить клинок соперника во время проведения атаки. Воздействовать на клинок соперника можно в разных плоскостях, например, можно нанести сильный...
Защи́та (англ. defense) — в шахматах и шахматной композиции отражение наступающих действий соперника.
Отсталая пешка — пешка, которая не может стать на одну горизонталь с пешкой или пешками того же цвета на смежных вертикалях.
Извлече́ние короля́ — тактический приём, используется в миттельшпиле с целью вынудить неприятельского короля покинуть пешечное прикрытие, а затем подвергнуть его атаке. Извлечение короля достигается путём жертв, нападения или угроз.
Сла́ггер (от англ. slugger) или Бра́улер (от англ. brawler) — боксёр, отдающий преимущество дуговым ударам, таким как хук или апперкот, но малоподвижный и не обладающий хорошей техникой защиты. Слаггеры всегда идут вперёд с расчётом нанести одиночный результативный удар, который способен отправить соперника в нокаут. Однако слаггеру чаще всего не хватает хитрости и хорошей работы ног, что он компенсирует силой своего удара. Слаггеры обычно не очень подвижны, поэтому испытывают трудности в боях с...
Огневое превосходство — военный термин, обозначающий способность частей и сил огневого поражения эффективно решать боевые задачи не допуская значительного противодействия вражеских средств огневого обеспечения. Может быть стратегическим, оперативным и тактическим.
Связующий (аналог: пасующий, разводящий, плеймейкер) — игровое амплуа в волейболе.
Слон против коня — окончание, в котором у сторон по лёгкой фигуре разных наименований (слон или конь). Основными факторами при оценке таких окончаний являются: наличие или возможность образования отдалённой проходной пешки, слабости в пешечном расположении сторон, степень активности фигур. При...